gototopgototop

Главное меню

Анонс

Главная

Апгрейд аудио аппаратуры.


Проблема морального старения / аудио- и видео-"железа" на фоне стремительного развития / техники стоит необычайно остро. Первыми массовыми жертвами быстрого морального износа аппаратуры стали пользователи персональных компьютеров. Развязанная компьютерными гигантами безудержная технологическая гонка за несколько лет полностью обесценивает даже самые навороченные персоналки, превращая их в музейные экспонаты.

Практически та же участь ожидает теперь и владельцев аудио аппаратуры, что неудивительно, так как CD-проигрыватель по своей сути и является специализированным компьютером со встроенным CD-дисководом и "продвинутой" звуковой платой. Поскольку каждое новое поколение CD-проигрывателей с последними версиями цифровых фильтров и ЦАП появляется на рынке с завидной регулярностью каждый год, то современные бюджетные модели с легкостью конкурируют с героями вчерашних дней даже более высоких ценовых категорий.

CD проигрыватель Micromega

Требования к качеству звука постоянно растут, а возможности удовлетворения этой потребности в лоб путем замены имеющейся аппаратуры на новую весьма ограничены. Одним словом, стремительно раскручивающаяся технологическая гонка полностью захватила теперь уже и производителей бытовой электроники, в результате чего лишились покоя и сна широкие массы отечественных аудиофилов и меломанов, которые просто не в силах каждый год полностью обновлять свою аудио аппаратуру.

Впрочем, даже у тех, кто может себе это позволить, все равно возникает вопрос, как поступить со старой аппаратурой, к которой уже привык и почти что сроднился и которую жалко просто так выбрасывать? Ведь не секрет, что сегодня даже практически "неношенную" аппаратуру продать весьма проблематично (даже и за полцены) вследствие огромного изобилия предложений новой аудио-видео техники в магазинах (плюс к тому еще и снижение цен на новые модели в S-выражении), а также отсутствия в России сети комиссионных магазинов, торгующих подержанной техникой.

Что делать? Наиболее рациональным и экономически оправданным выходом из создавшегося положения может быть проведение модернизации (или апгрейда - upgrade) имеющейся аудио аппаратуры, что уже давно и с успехом осуществляется в компьютерной индустрии. Идеология апгрейда предполагает поэтапную замену ключевых компонентов аппаратуры, определяющих ее технический уровень, новыми. Это позволяет при относительно небольших затратах постоянно улучшать технические характеристики аудио аппаратуры. При этом остальные элементы схемы и конструкции аппарата остаются без изменений.

Кстати, с незапамятных времен изготовители и любители виниловых пластинок модернизируют проигрыватели путем замены штатных головок звукоснимателя или даже всего тонарма. Модульное построение усилителей, при котором очень легко осуществить внутренний апгрейд, перекочевало из профессиональной техники в модели Quad и Meridian уже почти 20 лет назад. Общепризнанными пионерами этого принципа применительно к CD-проигрывателям по праву считаются французская Micromega и ее английские коллеги из фирмы Arcam.

CD проигрыватель Arcam Alpha CD7

В 1994 году фирмы Micromega обнародовала концепцию своих новейших CD-проигрывателей-"трансформеров" серии Stage, которые могли быть легко модернизированы от начального уровня Stagel через ее улучшенную стадию Stage 2 до топовой Stage 3. Революционность концепции состояла в том, что отныне владельцы аудио аппаратуры Stade будут избавлены от необходимости замены своей аппаратуры для улучшения качества ее звучания.

Отныне для того, чтобы улучшить звук, скажем, CD-проигрывателя Stage 2, стоящего $720, его владелец мог обратиться к местному дилеру Micromega и, заплатив ему $240, получить через некоторое время обратно свой проигрыватель уже в варианте Stage 2. Этот вариант отличается от исходного тем, что простые однобитные ЦАП типа Bitstream путем установки другой платы преобразования заменяются на улучшенные сдвоенные однобитные ЦАП, включенные по дифференциальной схеме. Так что отличаются практически они только схемой ЦАП, в то время как транспортный механизм (значительно доработанный CDM-12.4 фирмы Philips), блок питания, схема управления и выходные каскады остался без изменения.

Экономическая эффективность upgrade не вызывает сомнения, так как доработка Stade 1 обходится его владельцу всего в $240, а покупка нового Stade 2 потянет почти на $1000. Наконец при желании проигрыватель Micromega мог быть улучшен еще больше. В варианте Stage 3 в его блоке питания использовались два раздельных сетевых трансформатора для питания схем правого и левого звуковых каналов, в то время как в "Стадиях" уровня 1 и 2 был установлен только один.

Доработка блока питания практически полностью исключила перекрестные помехи между звуковыми каналами. При этом стоить "Micromega в третьей стадии" стала порядка $1200. И наконец, наивысшей стадией в развитии проигрывателей серии Stade является двухблочная модель Micromega Drive 1/DAC), состоящая из CD-транспорта (фактически это Micromega Stade 2) и внешнего блока цифроаналогового преобразователя. Поэтому владельцы CD-проигрывателей серии "Stade" могли докупить к ним внешние ЦАП и таким образом довести их звучание почти до абсолюта. Это уже вариант внешнего апгрейда, и тут, как говорится, возможны варианты. Британская Musical Fidelity, например, предлагает для построения аудиокомплекса из усилителя и CD-проигрывателя целый выводок поросят-бочонков, среди которых появился уже и многофункциональный ЦАП, обрабатывающий и сигналы 24 бит/94 кГц.

Проигрыватель Musical fidelity x ray cd

Эстафету концепции "upgrade-ayдио" подхватила английская фирм; Arcam, которая довела ее до логического совершенства в своих CD-проигрывателях и усилителях низкой частоты известной серии ALPHA. Поэтому многие аудиофилы именно эту фирму считают зачинателем идеи поэтапной модернизации звуковой аудиоаппаратуры. Современный ряд моделей CD-проигрывателей фирмы базируется на младшей базовой ALPHA 7 с простым и незатейливым гибридным ЦАП тип: Delta/Sigma и транспортным механизмом CDM-14 фирмы Sony.

Конструкция моноплаты проигрывателя содержит соединительные разъемы, которые позволяют подключить к ней дополнительную внешнюю аудиоплату, содержащую схемы улучшенного цифрового фильтра и более совершенных ЦАП. Процедура апгрейда, таким образом, предельно упрощена (нужно только воткнуть несколько разъемов и закрепить новую плату), и ее может без труда выполнит сам владелец CD-проигрывателя. При сравнительно небольших дополнительных инвестиций он может при желании превратить свой аппарат в модель более высокого уровня.

Различие моделей 7 и 8 состоит только в дополнительной плате 20 bit Precision DAC-module, установленной в восьмерке поверх штатной моноплаты. Эта заключенная в солидный экран плата содержит однобитные 20-разрядные ЦАП с автономной схемой тактового генератора и улучшенную схему выходного аналогового буферного усилителя с независимой стабилизацией его питающего напряжения. Любопытно, что доработка ALPHA 7 до уровня 8 модели обойдется около $200, в то время как покупка новой ALPHA 8 - это никак не меньше, чем $650.

Наконец в принципе в недалеком будущем можно "апгрейдить" любой проигрыватель ALPHA даже до уровня топовой ALPHA 9. Для этого в них должна быть установлена плата с новым цифровым фильтром HDCD и микросхемами мультибитового ЦАП. APLHA 9 обеспечивает уже 24-разрядную точность преобразования цифровых данных (при этом динамический диапазон звука превышает 110 дБ!) и способна воспроизводить компакт-диски улучшенного формата HDCD (хотя и редкого).

Применительно к усилителям  низкой  частоты   концепция   поэтапного upgrade фирмы ARCAM предусматривает существенное улучшение звука ее интегральных усилителей за счет подключения к ним более мощных и совершенных усилителей мощности. С этой целью все интегральные  усилители   серии  ALPHA оборудованы линейным выходом предварительного усилителя. При этом с помощью дополнительного усилителя мощности можно легко реализовать двухпроводное  подключение к акустическим системам методом Bi-Amping. Отметим, что предложенная ARCAM схема построения системы Bi-Amping на основе интегрального усилителя  и усилителя мощности является наиболее гибкой  и  экономичной  по сравнению с другими вариантами (предварительный усилитель + два моноблока и т.д.).

Домашняя hi-fi аудио аппаратура

Аналогичную  концепцию  построения   модельных   рядов усилителей    использует и фирма  Audiolab.   Наряду  с предварительными усилителями 8000С и 8000Q, у фирмы  имеется  модель  интегрального усилителя 8000А, позволяющая использовать ее при работе совместно с усилителем мощности 8000Р и в качестве предусилителя, и как второй усилитель мощности для работы в режиме Bi-Amping.

Таким же образом можно апгрейдить любой усилитель низкой частоты, допускающий подключение к выходу предусилителя и входу оконечника (например, Harman/Kardon, Marantz, Onkyo и др.). В любом случае покупка предусилителя или дополнительного усилителя мощности обойдется дешевле, чем нового интегрального усилителя такого же класса и позволит очень гибко конфигурировать аудиосистему, имея практически неограниченные возможности ее дальнейшего совершенствования. Кстати сказать, аналогичная ситуация наблюдается сегодня и в секторе AV-усилителей и AV-ресиверов для домашнего кинотеатра.

Цифровые форматы многоканального звука для DVD стремительно развиваются, производители упомянутой выше аппаратуры средней ценовой категории ($400- 600) весьма мудро избегают встраивания в киноусилители и киноресиверы цифровых декодеров. Вместо этого они предусматривают наличие в новой аппаратуре 5- или 6-канального линейного входа многоканального усилителя мощности для подключения внешнего цифрового декодера. Поэтому быстрый моральный износ новой киноаппаратуре не грозит, так как по мере развития цифровых форматов многоканального звука систему домашнего кинотеатра можно неограниченно апгрейдить путем приобретения внешних цифровых декодеров, и она всегда будет на острие. Тем более что многие современные модели DVD-проигрывателей уже имеют встроенные декодеры цифрового звука, который обходится всего в $300. Подключите такой проигрыватель к AV-устройству - и DVD-театр готов! Так что такой подход сулит и немалые экономические выгоды.

Аудиосистема Teac

Но несмотря на эффективность апгрейда усилителей, наибольших успехов в применении этого метода можно добиться в улучшении качества звука CD-проигрывателей. Идеологи концепции фирмы Arcam указали магистральный путь развития модернизации "сидюшников", которым нам и надо руководствоваться в своей практической деятельности. Например, инженеры фирмы совершенно справедливо считают, что проще всего звучание CD-проигрывателя можно улучшить за счет более совершенных схем цифрового фильтра и улучшенного ЦАП. Так за чем же дело встало? Ведь если сложно поменять эти схемы внутри аппарата, то кто нам мешает установить их снаружи!

Сегодня на рынке имеется достаточно много моделей относительно недорогих внешних ЦАП (например, АМС DAC-8, Cambridge Audio DAC-3, Musical Fidelity X-24K и т.д.), которые могут преобразить звук "сидишника",  выпущенного  несколько лет назад, при условии, что в нем установлен достойный транспортный механизм, и имеется цифровой выход звукового сигнала. А хорошие транспорты научились делать еще в 1980-е годы, недаром ведь "древние" транспортные механизмы CDM-4, и особенно CDM-9 фирмы Philips со стеклянной оптикой считывающей головки, многие знатоки до сих пор считают чуть ли не лучшими в мире, хотя сама фирма Philips их уже давно не выпускает.

Но еще совсем не-давно их ставили в самые крутые High End-модели. Поэтому, если Вы являетесь счастливым владельцем старого CD-проигрывателя, в котором установлен такой транспортный механизм (что-то вроде Philips CD-630), то хороший внешний ЦАП способен придать ему "второе дыхание" и радикально преобразить звук. Если же звучание проигрывателя даже в двухблочном варианте вас не совсем устраивает, попробуйте  улучшить  его  с  помощью джиттероподавителя, включаемого между CD-транспортом и внешним блоком преобразователя. Его применение возможно для двухблочных проигрывателей и может обойтись от $220-300 TLC (Tame Linqne Conditioner) фирмы Tlieta Digital. Monarchy Audio DIP и тд.) до $2000 (Meridian 518) и более.

Можно попробовать также включить между линейным выходом CD-проигрывателя и входом усилителя блок улучшения качества звукового сигнала вроде Musical Fidelity X-10D ($190). Подобные блоки представляют собой ламповый усилительный каскад, имеющий высокий входной и малый выходной импеданс. Таким образом, он существенно "облегчает" жизнь выходного каскада CD-проигрывателя, совершенно не напрягая его, и сводит к минимуму вредоносное влияние емкости межблочного кабеля. Однако особый шарм звучанию CD с участием улучшателей придает еще и характерный ламповый окрас.

Построение домашней аудио системы

Одним словом, если вы с тоской вспоминаете "старые добрые (виниловые) времена", то попробовать X-10D стоит непременно. Его "псевдоаналоговый" звук придется по сердцу многим ностальгирующим   поклонникам   винилового звука. Кстати сказать, им же адресованы и отдельные блоки корректирующих усилителей, выполненные в виде отдельного Hi-Fi-компонента. Появление этого нового класса аудио аппаратуры стало возможным благодаря виниловому ренессансу. Вновь появилась потребность иметь в составе усилителя корректирующий вход для подключения к нему проигрывателя виниловых пластинок. Да вот беда: очень многие современные модели усилителей выпускаются уже без такого усилителя.

Впрочем, хотя в большинстве из них благоразумно имеется вход Phono и зарезервировано место для установки платы корректирующего усилителя (вот еще один пример апгрейда!), качество звука такого корректора за $30-50 может кого-то из поклонников виниловых "блинов" и не устроить. Вот именно для этой-то категории любителей музыки и выпускается сегодня большое число внешних фонокорректоров (например, Musical Fidelity X-LP, NAD PP-1 и т.д.). Такой блок существенно расширит возможности аудиосистемы в части функциональных возможностей, а при наличии проигрывателя грампластинок высокого класса повысит общий класс за счет высококачественного аналогового тракта.

Итак, как мы видим, идея поэтапной модернизации аудиотехники сегодня уже овладела массами, живет и побеждает. В современных экономических условиях этот подход заслуживает особого интереса, так как за сравнительно небольшие деньги позволяет улучшить устаревающую аппаратуру.